Виктория Евгеньевна Маслова Posted May 21 Share Posted May 21 Здравствуйте. Спасибо за интересный доклад. Как на ваш счет можно адаптировать образовательные программы под специфику северных территорий (кадровые потребности, климатические и логистические ограничения)? Link to comment Share on other sites More sharing options...
0 Вадим Константинович Копченко Posted May 27 Share Posted May 27 Здравствуйте, Виктория Евгеньевна! Приношу извинения за поздний ответ! Ваш вопрос достаточно сложный и заставляет задуматься. Адаптировать образовательные программы под специфику Северных территорий возможно, на наш взгляд, исключительно при участии основных стейкхолдеров - общества, бизнеса и государства. И эта позиция находит своё отражение в научной публицистике. Так, мы разделяем идеи Власовой Н.Ю. и Молоковой Е.Л., которые в одной из работ (https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-koordinatsii-steykholderov-rynka-vysshego-obrazovaniya-teoreticheskie-podhody-k-identifikatsii) пишут, что взаимодействие между домохозяйствами (абитуриентами и их семьями) и образовательными организациями высшего образования становится более интенсивным уже на этапе принятия решения о выборе вуза и специальности. Абитуриенты участвуют в сети взаимодействий через познавательно-развлекательные и исследовательские мероприятия, информационный обмен, олимпиады, тотальные диктанты и другие формы активности. Аналогичную тенденцию, как отмечают наши идейные вдохновители, можно наблюдать во взаимодействии образовательных организаций высшего образования и работодателей, которые все активнее вовлекаются в образовательный процесс. Это происходит через участие в организации практик, стажировок, ярмарок вакансий, согласование дополнительных компетенций, создание базовых кафедр и другие инициативы. Не менее значимой для нас является работа Е.А. Шуклиной (https://cyberleninka.ru/article/n/vuzy-i-steykholdery-k-probleme-institutsionalnogo-doveriya), в которой автор рассматривает взаимоотношение вузов и стейкхолдеров в контексте институционального доверия. Исследователь акцентирует внимание на роли доверия как фундаментального элемента во взаимоотношениях между академическими учреждениями и ключевыми заинтересованными сторонами. В качестве методов повышения такого доверия автор предлагает использовать национальную систему квалификаций и профессионально-общественную аккредитацию. Обобщая вышеизложенное, можно сформулировать первое направление адаптации - это согласование и экспертиза реализуемых в вузах образовательных программ в кооперации со стейкхолдерами. Это позволит более эффективно закрывать кадровые потребности. Второе направление адаптации как раз сопряжено со спецификой климатических и логистических ограничений.В данном контексте адаптация образовательных программ может осуществляться через внедрение модульного обучения с интенсивными очными сессиями в благоприятные сезоны и дистанционными форматами в период сложных климатических условий, что очень актуально для Магаданской области, Сахалинской области, Чукотского АО. Здесь надо отметить, однако, что эту проблему эффективно решает электронное обучение, которое для вузов становится уже привычной практикой. Не менее важный аспект адаптации образовательных программ - это включение региональных компонентов, отражающих специфику ведения хозяйственной деятельности в условиях вечной мерзлоты, особенности северной экономики и социальной сферы (например, инженерные программы должны учитывать особенности строительства и эксплуатации инфраструктуры в экстремальных климатических условиях, а программы в сфере медицины – специфику здравоохранения в отдаленных северных поселениях, где относительно полноценные медицинские учреждения функционируют исключительно в районных центрах и т.д.). Надеемся, нам удалось ответить на Ваш вопрос! Link to comment Share on other sites More sharing options...
Question
Виктория Евгеньевна Маслова
Здравствуйте. Спасибо за интересный доклад. Как на ваш счет можно адаптировать образовательные программы под специфику северных территорий (кадровые потребности, климатические и логистические ограничения)?
Link to comment
Share on other sites
1 answer to this question
Recommended Posts
Please sign in to comment
You will be able to leave a comment after signing in
Sign In Now