Jump to content
  • 0

Перспективы развития отрасли


Question

4 answers to this question

Recommended Posts

  • 0

Здравствуйте, Оксана Викторовна! На наш взгляд, необходимо. Здесь ответ, на самом деле, многокомпонентный.

1) Практики создания образовательных кластеров уже существуют, в т.ч. и ДФО. Если мы под кластером понимаем формальное (подчеркну - не институциональное, речь о слиянии учреждений в единый вуз не идет) объединение образовательных учреждений, государства, бизнеса и общества для решения задач развития науки и высшего образования - то первое, что приходит на ум, это научно-образовательный центр Север, созданный в СВФУ для "решения задач устойчивого развитие Северо-Востока России как геостратегической территории страны, повышения качества жизни в экстремальных природно-климатических, инфраструктурных, транспортно-логистических условиях на основе разработок и внедрения новых технологий". Другим примером такого объединения можно считать консорциум "Дальний Восток: пространство возможностей", который объединяет огромное количество академических, научных, государственных учреждений, а также бизнес-структуры для "создания инновационных, а также технологических разработок и продуктов, которые обеспечат опережающее социально-экономическое и научно-технологическое развитие российского Дальнего Востока в соответствии с актуальными научно- технологическими вызовами". Как писал тов. Маяковский, "если звёзды зажигают - значит, это кому-нибудь нужно".

2) Актуальность создания кластеров подчёркивает также и общероссийский опыт - например, "Алабуга Политех" в Татарстане, Сколково в Московской области. Вместе с тем, существует проблема ощутимого неравенства в развитии регионов, развития локализованных в них региональных систем высшего образования, в силу чего актуализируется даже не столько потребность в кластерах, сколько потребность в методике детекции кластеров. В одном из наших исследований мы предложили методику, которая формирует кластеры региональных систем высшего образования на основе индекса их устойчивости, выраженного через способность систем к самоорганизации и самовоспроизводству. Статью с результатами прилагаю.

Статья_Копченко.pdf

Link to comment
Share on other sites

  • 0

Добрый день, Вадим Константинович! Спасибо за подробный ответ. получается, что образовательные кластеры в широком смысле институциональные объединения - формируются на основе научно-технологической  и региональной политике государства. И тут возникает второй вопрос: а могут ли кластеры обеспечить инициативные НИОКР? и каков должен быть внутрикластерный механизм?
Спасибо большое за предоставленный материал по методике расчета индекса устойчивости. Проверяли ли показатели не взаимовлияние (мультиколлинеарность) и гетероскедастичность?

Link to comment
Share on other sites

  • 0
Posted (edited)
2 часа назад, Оксана Викторовна Комарова сказал:

Добрый день, Вадим Константинович! Спасибо за подробный ответ. получается, что образовательные кластеры в широком смысле институциональные объединения - формируются на основе научно-технологической  и региональной политике государства. И тут возникает второй вопрос: а могут ли кластеры обеспечить инициативные НИОКР? и каков должен быть внутрикластерный механизм?
Спасибо большое за предоставленный материал по методике расчета индекса устойчивости. Проверяли ли показатели не взаимовлияние (мультиколлинеарность) и гетероскедастичность?

Оксана Викторовна, на мультиколлинеарность и гетероскедастичность не проверяли, но хотим попробовать в продолжение исследования.

Возвращаюсь к вопросу об инициативных НИОКР - я буду с Вами честен - нахожусь в самом начале пути, и в кластерную тематику только-только начал погружаться. Вместе с тем, позволю себе поделиться некоторыми размышлениями по существу вопроса.

На мой взгляд, образовательные кластеры не только могут, но и должны обеспечивать их реализацию, посколько объединения такого формата направлены, в том числе, на трансфер инноваций в реальный сектор экономики в кооперации со стейкхолдерами, а это предусматривает инициативные НИОКР. Механизм, который требуется для этого, должен состоять (по моему мнению), из следующих элементов:

  1. гибкой системы финансирования исследований, предполагающей как бюджетные, так и внебюджетные источники, включая средства индустриальных партнеров;
  2. развитой инфраструктуры для проведения исследований;
  3. системы стимулирования и поддержки инициативных проектов через внутрикластерные гранты, конкурсы, программы акселерации;

  4. механизмы защиты интеллектуальной собственности и справедливого распределения прав на результаты совместных разработок.

Ни в коем случае не претендую на ультимативность данных рассуждений. Буду изучать предметную область дальше

Edited by Вадим Константинович Копченко
Link to comment
Share on other sites

  • 0

Спасибо за ответ. Удачи в научном поиске! Но система финансирования является самым уязвимым звеном: ведь предприятия не спешат обращаться ни к ВУЗам, ни научным учреждениям, а предпочитают создавать собственные подразделения НИОКР. Например, В СССР предприятия должны были тратить на внешние исследования 1% (оборота) выручки.

Link to comment
Share on other sites

Please sign in to comment

You will be able to leave a comment after signing in



Sign In Now
×
×
  • Create New...